Как я рад! Как я рад - поступаю в детский сад!
Адаптация семьи к детскому саду — это и процесс, и результат согласования семьи с окружающим ее миром дошкольного образовательного учреждения, приспособления к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, администрацией детского сада, так и с другими родителями
сверстниками, установления соответствия поведения принятым
в группе детского сада нормам и правилам.
Адаптация в детском саду.
Адаптация – это приспособление организма ребенка в новых условиях среды.
Изменение социальной среды сказывается на психическом и физическом здоровье детей. Часто этот период сопровождается болезнями. У ребенка резко меняется настроение (часто плачет, стремится к контакту со взрослыми). Эмоциональное благополучие сказывается на сне и аппетите. Общее подавленное настроение вместе с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, приводит к частым заболеваниям.
В возрасте 1–3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.
Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.
Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам.
Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.
Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ и правильная организация работы педагогов с семьей малыша.
Самое главное – положительный настрой родителей на детский сад, если они верят, что детский сад самое лучшее место на земле для развития и социализации их ребенка, так же будет считать и ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений.
Многие дети в период адаптации становятся замкнутыми, плаксивыми, агрессивными, тревожными. Родителям понадобится много терпения, для того, чтобы понять и поддержать свое чадо.
Нужно помочь ребенку адаптироваться к новой среде. Родителям необходимо будет понять, что малыш капризничает не просто так, а потому что сейчас он чувствует себя менее безопасно, чем раньше, чувствует себя беззащитным. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих. Меняется привычный уклад жизни, изменяется и поведение ребенка. Ему еще предстоит многому научиться, а главное — жить в коллективе, слушаться воспитателя и ладить со сверстниками. Воспитатель будет в свою очередь изо всех сил содействовать этому, но и мамы и папы своих детей, не должны оставаться в стороне. Помочь ребенку в кратчайшие сроки и менее болезненно привыкнуть к детскому саду — это общая задача!!!
Для начала давайте разберемся, что же такое адаптация?
А это некий процесс, когда организм, в нашем случае ребенка, приспосабливается к изменившимся внешним условиям, затрачивая при этом массу психической энергии и физических сил.
Три фазы адаптационного процесса:
- Острая фаза: частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно 1 месяц).
- Подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 3-5 месяцев).
- Фаза компенсации: убыстряется темп развития.
Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о четырех вариантах адаптации.
Степени тяжести адаптации:
- Легкая степень: 10 – 15 дней (до месяца) – сдвиги нормализуются в эти сроки.
- Средняя степень: примерно 1 месяц, может быть заболевание 5 –7 дней, есть признаки психического стресса.
- Тяжелая степень: 3 месяца – часто болеет, регрессия в развитии, может быть как физическое, так и психическое истощение организма (вялость, эмоциональные качели).
- Очень тяжелая: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – “несадовый” ребенок.
Хорошей профилактикой утренних детских капризов является уверенность родителей в своей позиции, утро без лишней суеты, оптимизм и чувство юмора!
Рекомендации родителям:
- Выработайте в себе уверенность, что посещение детского сада действительно нужно вашей семье;
- Поверьте, что ваш ребенок на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточна сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат от стресса, что не может плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы же обязательно справитесь.
- Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу – хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу.
Рекомендации родителям по организации утренних мероприятий, чтобы сборы в детский сад проходили спокойно! Лучше встать пораньше, таким образом, удастся избежать суеты, а соответственно и лишнего беспокойства по поводу опозданий. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении. Хорошо если вы придумаете какой-нибудь ритуал пробуждения. Например, веселая негромкая музыка, легкий массаж пальчиков или пусть малыша разбудит любимая игрушка и попросится с ним в детский сад. Нет придела фантазии, главное чтобы метод пробуждения подходил именно вашему ребенку.
Внимание! Хорошей профилактикой утренних детских капризов является уверенность родителей в своей позиции, утро без лишней суеты, оптимизм и чувство юмора!
И главное правило « Спокойная мама — спокойный малыш!»
И вот еще несколько рекомендаций для родителей:
- И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Поощряйте его раздеваться самостоятельно, помогите если он просит, отвлекайте его от негативных впечатлений и эмоций.
- Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается легко, а другого не может отпустить от себя, продолжая переживать даже после его ухода. Пусть в таком случае, в первое время, ребенка отводит тот родитель или родственник с которым ему легче расстаться.
- Выработайте свою манеру прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого уходите уверенно и не оборачивайтесь. Бывает так, что ребенок уже успокоился, но стоит маме оглянуться, как он расстраивается вновь.
- Обязательно скажите, что вы придете и обозначьте когда (после прогулки, после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
Чего нельзя делать родителям не в коем случае:
- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании о необходимости идти в детский сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», - тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомнить, что вы обязательно придете.
- Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять пойдешь в детский сад!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
- Нельзя плохо отзываться о других детках и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
- Нельзя обманывать ребенка. Говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит остаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, после какого-то события (обед, сон), чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Некоторые изменения в поведении ребенка в период адаптации:
- Эмоции: преобладают отрицательные: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (кроха явно боится идти в садик, боится воспитателя и того, что мама за ним не вернется), гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого, собирающегося бросить его). Можно наблюдать также депрессивные реакции и «заторможенность», как будто эмоций нет вообще. Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании кроха может еще долго, но это не показатель плохой адаптации. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.
- Контакты со сверстниками и воспитателем: Во-первых, нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. А вот общение со взрослым ребенку просто необходимо. Поэтому если ребенок активно взаимодействует с воспитателем в группе, значит адаптация идет успешно.
- Познавательная активность: первое время познавательная активность может быть снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его «вылазки» к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.
- Навыки: под влиянием новых впечатлений в первое время малыш может «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.) Но если через некоторое время ребенок не только «вспоминает» забытое, но и достигает успеха в новой деятельности, все хорошо.
- Особенности речи: у некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.
- Двигательная активность: некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые — сверх активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.
- Сон: если ребенка оставить на дневной сон, то
- первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
- Аппетит: в первое время аппетит может понизится. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовой ситуацией в которой оказался ребенок — ему просто не хочется есть. Восстановление аппетита — хороший признак. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.
- Здоровье: В это время снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок начинает часто болеть. Потом он начинает понимать, что если заболеть, то можно остаться дома, не ходить в садик. Таким образом, малыш может заболеть специально — этот процесс имеет название — психосоматика. Это тоже пройдет, когда завершится адаптация.
Главное преимущество детского сада - это общение и приобретение первого социального опыта. Находясь в коллективе сверстников, ребенок учится общаться с другими детьми, отстаивать свое собственное мнение и прислушиваться к чужому. У него формируется не только система представлений об окружающем его мире, но и о самом себе: о своих истинных способностях и возможностях, которые могут оценить не только мама и папа, но и другие люди и, прежде всего, сверстники.
Возьмите на заметку:
- Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.
- Установите тесный контакт с работниками детского сада, сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
- Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
- Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке)
- Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Планируйте свое время так, чтобы в первые дни посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его на целый день.
- Когда придет время оставить ребенка в группе на дневной сон, предупредите егозаранее.
- Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.
- Оставляя ребенка в группе до вечера, помните, что в эти дни он очень устает, спониманием отнеситесь к его «необоснованным», на Ваш взгляд, просьбам и капризам.
- После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайтеребенку возможность поиграть в подвижные игры.
- Соблюдайте дома режим дня детского сада.
- Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
- Поддерживайте дома спокойную обстановку. Не посещайте людные места. Непринимайте дома шумные компании. Не перегружайте ребенка новой информацией.
- Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы. Помните, малышу намного тяжелее, чем Вам.
Ваш педагог – психолог д/с №19
Осеева Наталья Андреевна
Тел. 8(905)259-77-66