версия для слабовидящих

 

Кризис 3-хлет.

Возраст 3-х лет характеризуют как «трудный». Его трудность заключается в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок начинает проявлять все большую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньше упрямства. «Кризис трех лет» - определение условное, т.к. временные рамки гораздо шире от 2,10 г. до 3,5 лет. Первым свидетельством кризиса может служить появление негативизма, когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрослых. У ребенка появляется собственное мнение, но высказать его он еще не умеет, поэтому малыш выбирает наибо­лее доступный способ: противопоставление себя взрос­лым. Единственная цель ребенка — дать понять окру­жающим, что у него есть своя точка зрения и все долж­ны с ней считаться.

Далее к самостоятельности и негативизму прибавля­ются другие кризисные симптомы. Для ребенка стано­вится важна его успешность или неуспешность в делах и играх, он начинает остро и бурно реагировать на оцен­ки, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Он становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить. Ребенок начинает претендовать на равноправие со взрослым. Огромное желание получить по­ложительную оценку со стороны взрослых, желание опе­редить сверстника часто толкают детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи.

Это следствие ошибок взрослых. Во-первых, если ма­лыш начал откровенно фантазировать, значит, родители или педагоги не замечают его реальных успехов.

Посткризисное развитие ребенка непосредственно за­висит от того, как он взаимодействовал со взрослым.

Воз­можны два варианта:

а) если взрослый в целом позитивно оценивал лич­ность ребенка, тактично и аргументировано указывал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребенок научится гор­диться собой и своими успехами;

б) если взрослый стремился добиться подчинения любой ценой, наказывал за своеволие, стремился подловить на обмане, то, скорее всего, у ребенка разовьется жела­ние противостояния взрослому, победить его и ответно добиться своего. Во втором случае гневливость, раздражительность и уп­рямство укореняются, становятся чертами характера.

«Семизвездие симптомов»:

Негативизм — стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого;

Упрямство — ребенок настаивает на чем-то потому, что он
этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;

Строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет;

Своеволие — проявление инициативы собственного действия,
стремление все делать самому;

Протест-бунт — ребенок в состоянии войны и конфликта с
окружающими;

Симптом обесценивания — проявляется в том, что ребенок
начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;

Деспотизм — ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

    • Характерны высказывания «Хочу», «Не хочу», «Я сам».

Как справиться с кризисом 3-х лет:

  1. Очень важно, чтобы все члены семьи приняли одну тактику воспитания. Чтобы ребенок не думал, почему при маме «нельзя», а при бабушке «можно». Поддерживайте авторитет взрослого!
  2. Взрослым стоит сдерживать свои негативные эмоции, иначе ребенок, подражая взрослым, будет так же себя вести, грубо и резко.
  3. Не говорите, что нельзя делать, говорите, что можно
  4. Уберите из взаимоотношений с детьми агрессию
  5. Больше уделяйте времени ребенку
  6. Принимайте его таким, какой он есть
  7. Не меняйте своих решений, идите до конца
  8. Поощряйте хорошее поведение, плохое - игнорируйте
  9. Дайте возможность ребенку набить шишки, получить собственный жизненный опыт
  10. Предоставьте ребенку больше свободы и самостоятельности
  11. Расширяйте права и обязанности ребенка
  12. Созерцайте в ребенке личность и позитивно ее оценивайте
  13. Тактично и аргументировано указывайте на неудачи и промахи
  14. Умело поддержите и похвалите за старание
  15. Научите ребенка гордиться своими успехами
  16. Любите и верьте в своего ребенка
  17. НЕ добивайтесь подчинения любой ценой
  18. НЕ наказывайте за своеволие