версия для слабовидящих

Кризис 7и лет.

В семь лет ребенок из дошкольного переходит в школьный возраст. И в этом возрасте ребенок встречается с новым кризисным периодом своего детства. Кризис у всех детей начинается примерно одинаково: меняется поведение любимого ребенка. Девочки манерничают, мальчишки кривляются, и те и другие словно бы дружно забывают привычно-правильные нормы поведения. Почистить зубы, убрать постель или протереть туфельки - привычные бытовые ритуалы вдруг так надоедают, что дети начинают их упорно игнорировать. Но это не единственные признаки наступления кризисного периода. Другие новые поведенческие характеристики, хорошо заметные в домашней ситуации:

  • Возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить»);
  • Появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения;
  • Непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;
  • Хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (например, показывает мокрые руки вместо вымытых);
  • Демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры манеры поведения;
  • Обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть «как маленький».

Встречаются и такие проявления, как упрямство, требовательность, напоминание об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы. Психологический смысл этих особенностей поведения состоит в осознании правил, в повышении внутренней ценности самостоятельно организованных самим ребенком действий.

Основные причины кризиса:

  • Просто ваш малыш (нет, уже не малыш) потерял две свои прелестные детские черты: наивную детскую непосредственность и импульсивность.
  • Эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребенок уже способен сознательно управлять своим поведением.
  • Растущий ребенок начинает обобщать свои переживания. И из-за этого/благодаря этому начинает вести себя не так, как прежде.
  • Взгляд на мир, окружающий его, становится более реалистичным. И хотя мир вымысла и фантазии еще богат и ребенок по-прежнему любит волшебные сказки, он уже умеет отличать правду от вымысла.
  • Ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений. Теперь он будет стремиться занять новое, более взрослое положение в жизни. А это значит, что у него появляется своя внутренняя позиция. Она-то и определит затем отношение ребенка к самому себе, к другим людям, к миру в целом.
  • Развивающие возможности игры ребенком исчерпаны. Игра становится скучна и не интересна ребенку. Появляется новая потребность - в активной умственной деятельности. На смену игровой мотивации пришла уже другая - познавательная. И ведущей деятельностью в этот период становится учебная деятельность.

НО учебную деятельность здесь следует понимать в самом широком смысле (это получать знания, развивать свои способности, приобретать практические навыки, в общем, заниматься осмысленной работой). Чему бы ни учился ребенок, он должен чувствовать важность и нужность своих занятий. Только в этом случае он прикладывает усилия, активно приобретает полезные навыки и развивает свой интеллект. На этой ступеньке своего развития детям нужно приобрести уверенность в том, что они способные и трудолюбивые существа. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, нового уровня отношений. Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, желание быть успешным возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и осмысления своих переживаний.

Ясно только одно: по-старому дети жить уже не хотят. То, что было, уже не устраивает. Возникает кризисная ситуация: "хочу, но не могу". А значит, начинается ломка старых стереотипов.

 

Помощь ребенку в преодолении кризиса 7и лет:

Несмотря на непослушание, споры с родителями, ребенку очень важно их мнение, оценка его достижений. И конечно, как и в любой кризисный период, ребенок становится более уязвимым, чувствительным к различным неблагоприятным воздействиям. Ему необходима эмоциональная поддержка и чувство стабильности, защищенности в семейной ситуации.

  • Предоставьте ребенку возможность осуществить новые формы самостоятельной деятельности.
  • Позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным". Можно поразмышлять с ребенком на тему "действие - его последствия", проследив, что будет в случае выполнения или невыполнения требований ребенка взрослым.
  • Создание условий для начала освоения ребенком первых теоретических знаний: азбуки, письма и счета.
  • Мягко напоминайте о необходимости выполнить поручение (задание и т.д.).
  • Методичное разъяснение причинных оснований своих требований (почему надо делать что–то именно так, а не иначе).
  • При негативизме следует спокойно и твердо настаивать на семейных требованиях, объясняя ребенку, почему в семье возникли такие правила и уклад - ребенок уже в состоянии воспринять логические доводы и обоснования. Впрочем, есть вещи (уважение к старшим, некоторые запреты), которые могут и должны оставаться в области иррационального ("так принято").
  • Выражайте искреннюю уверенность в способности ребенка справиться с вашим требованием (просьбой и т.д.). Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"
  • Дайте ребенку возможность почувствовать успех, хвалите - это придаст ему силы, даст веру в себя: "Трудно, но я смогу".