Одаренные дети. Какие они?
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…» А уж талантливый – «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.
Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.
Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.
Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…
Отличительные особенности одаренных детей
- Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
- Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
- Испытывают радость от умственного труда.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
- С каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной)?
- В какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной?
Категории одаренных детей
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
- Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
- Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности
Виды одаренности
|
Составляющие
|
Как проявляются
|
Академическая одаренность
|
Мотивационно-личностные характеристики
|
Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому.
|
Способности к обучению
|
Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов.
|
|
Творческая одаренность
|
Художественная одаренность
|
Проявление фантазии в творческих художественных работах. Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки).
|
Вокальная одаренность
|
Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух.
|
|
Литературная одаренность
|
Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов.
|
|
Артистическая одаренность
|
Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память.
|
|
Конструкторская одаренность
|
Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации.
|
|
Психомоторная одаренность
|
Спортивная одаренность
|
Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость.
|
Хореографическая одаренность
|
Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память.
|
|
Коммуникативная одаренность
|
Социально-личностная одаренность
|
Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты.
|
Лидерская одаренность
|
Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию.
|
Исходной предпосылкой для развития способностей служат врождённые задатки. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их.
Чтобы помочь Вам черпать радость в воспитании своих одаренных детей, прислушайтесь к этим рекомендациям:
- Не пытайтесь переносить на ребенка собственный набор увлечений, интересов и пристрастий.
- Не давайте ребенку готового ответа, дайте ему возможность дойти до сути самому.
- Поддерживайте желание ребенка что – то созидать, осуществлять определенные действия, интерес к новизне.
- Чаще гладьте ребенка по головке, прикасайтесь, прижимайте его к себе – важнейший фактор формирования у него отзывчивости и становления его духовной одаренности.
- Чрезмерная забота делает ребенка нервным и застенчивым, а доброжелательная обстановка поможет ему быстрее адаптироваться к обществу.
- Помните, что причины раздражительности ребенка – в его окружении и воспитании. Важно выявлять причины его расстройства, устранять, а не подавлять.
- Нельзя обсуждать недостатки ребенка в присутствии других детей и посторонних людей.
- Когда ребенок увлеченно играет один, постарайтесь не беспокоить его, чтобы не разрушить его мир, который он создал в своем воображении.
- Предоставьте возможности детям играть на песке. Эти игры развивают интуицию, чувствительность, творческий порыв.
- Не превращайте свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку.
- Для формирования самостоятельности и активности детей важно задавать им задания по нарастающей трудности.
- Развивайте у ребенка самостоятельность, самодисциплину, навыки самоуправления.
- Порицать за неуспех нежелательно, надо разбирать этот неуспех, анализировать вместе с ребенком.
- Обеспечьте насыщенную и интересную жизнь и ежедневное общение с другими детьми.
- Отвечайте на все бесчисленные вопросы. Одаренные дети в 3—4-х летнем возрасте очень любопытны и готовы исследовать все стороны окружающего их мира. В поиске ответов на свои вопросы они упорней, чем средний ребенок. Здесь очень важно проявить терпение, доброту и уважение. Используйте эти вопросы для того, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшим исследованиям и опытам.
- Для ребенка дошкольного возраста более естественно мышление интуитивное, ассоциативное, которое лучше всего развивается в игре, и может подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам.
- Выделите ребенку место для его коллекций, экспериментов и любимых занятий. Такие занятия могут принимать форму элементарного природоведения (пусть даже в городском дворе), а обычный сад или огород могут подтолкнуть ребенка к изучению химии, иностранного языка (все растения имеют латинские названия), агрономии. Эстетическое удовольствие, получаемое ребенком от цветения разных растений, наблюдение за насекомыми, опыляющими цветы, могут заинтересовать его биологией и энтомологией. Подобные занятия воспитывают в ребенке трудолюбие и радость познания плодов собственного труда.
- Если ребенок отказывается спать днем, родители могут заменить сон тихими играми: чтением, решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Одаренный ребенок весь день «крутится на высоких оборотах», поэтому иногда их надо и снизить. Да и родителям необходима передышка.
- Избегайте создания «эффекта ореола». Помните, что ребенку необходимо с ранних лет сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых не преуспевает. Успех приходит не всегда и не во всем. Неудача — вещь нормальная, случающаяся со всеми.
Заключение
Способности в отличие от задатков - приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется, лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга
Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.
Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка.
Воспитание – творческий процесс. Вы родители можете сделать многое в развитие творческого потенциала своих одаренных детей и поддержке их любви к изучению окружающего мира.