Особенности работы в женском коллективе
В данном материале рабочий процесс в женском коллективе рассматривается с двух позиций: какие сложности возникают при исполнении сотрудницами своих обязанностей и как выстраиваются отношения в женском коллективе. Для руководителей, в чьем подчинении находятся женщины важно не пытаться их переделать, а учесть женские особенности и использовать их на благо организации.
1.1. Исполнение обязанностей
Эффект |
Иллюстрация |
Своеобразное понимание рабочеговремени |
Т.к. женщина всегда должна оставаться женщиной, она позволяет себе иногда опаздывать,прихорашиваться, отлучаться по личным делам. Но не просите ее работать в выходные или задержаться на работе! Женщина считает время до конца рабочего дня, до конца недели, до первого праздника, до отпуска. |
Женщинам сложнее воспринимать логическую информацию буквально. |
- Мужчинам достаточно объяснить логику, вызвать всех на совещание и четко по шагам проговорить, что и как должно быть выполнено. Для женщин логическая цепочка не работает не всегда. Они перескакивают с одного на другое. |
Женщины могут зациклиться на второстепенном, о главном вовсе забыть |
Женщину спросишь, какую машину купила. Она - красненькую, сиденья замшевые, диски литые. Двигатель ее не интересует. - Я думаю, как сделку заключить, а они о том, чтобы бумага в туалете была мягкой - не за рубль, а за пять |
Склонность к последовательности и процедуре, исполнительность, нежелание рисковать |
Женщины склонны к четкому соблюдению процедур и предпочитают предсказуемость процесса. Они лучше справляются там, где нужны проверенные методы и механизмы, т.к. женщинам нужна уверенность. Правда, уверенность всегда связана с консерватизмом, нежеланием вносить что-то новое, поэтому консерватор - хороший исполнитель. |
Женщинам сложно принимать решения и выбирать из нескольких альтернатив, особенно сложно отказаться от рефлексии после принятия решения.
|
- Женщины часто медлят, принимая решение... Они склонны постоянно взвешивать - перевешивать. Когда примут решение, начинают думать и передумывают. Например, поворачивая на перекрестке, женщина может остановиться на середине пути и подумать, туда ли она повернула. Там, где есть логический уровень принятия решения, женщины чаще притормаживают. Плюс не всегда женщины готовы четко и быстро выполнять приказы. |
Раздвоение между работой и домом. |
Мужчина приходит на работу и забывает, что у него дом есть, а женщина всегда думает о семье. Практически, все они домохозяйки. На работе от звонка до звонка. |
Рекомендации:
Ослабить «женский фактор» |
Усилить «женский фактор» |
Своеобразное понимание рабочего времени |
|
Задача: предотвратить опоздания, провести нормирование рабочего дня.
ПРИМЕР. Бесплатный утренний кофе / сок, предлагаемый сотрудницам за 15 минут до начала рабочего дня, наряду с запретом питаться на рабочем месте, позволяет решить проблему с опозданиями и растянутым во времени чаевничанием. |
Задача: позволить женщине свободно оперировать определенными временными интервалами. Разрешить брать работу на дом, установив промежуточный контроль. Ввести гибкий график рабочего времени (начало и окончание рабочего дня). |
Сложность восприятия логической информации, приукрашивание |
|
Задача: установить фильтр, повысить объективность
|
Задача: развивать творческий подход, креатив.
|
Страсть к мелочам, зацикливание на второстепенном |
|
Задача: сконцентрировать внимание на главном
Задача: понимать, что значит «мелочи» и «главное» в трактовке женщин
|
Задача: обращать внимание на мелочи, учитывать их влияние на всю работу
ПРИМЕР: корректор текстов.
|
Склонность к последовательности, нежелание рисковать |
|
Задача: научить рисковать в разумных пределах.
|
Задача: повысить эффективность работы, минимизировать риски
|
Сложность принятия решений, страх решительных действий |
|
Задача: освободить от рефлексии, упростить выбор между альтернативами Сужать рамки неопределенности:
ПРИМЕР. Неверно: Может быть, нам премировать Юрия? (всегда звучит как сомнение) Верно: Нам нужно премировать Юрия, т.к…. Согласны?
|
Задача: развивать вариативность в решениях
|
Раздвоение между работой и домом |
|
Задача: отвлечь женщин от семейных проблем на работе 1. На Западе распространены корпоративные детские сады и няни, с тем чтобы сотрудники могли, не торопясь, доделывать свою работу по вечерам. 2. В крупных компаниях существуют специальные службы, которые помогают сотрудникам в решении бытовых проблем: заплатить за квартиру, получить какую-то справку, подать заявление на оформление документов и т.д. 3. Во время рабочего дня не использовать дежурный вопрос «Ну как дела дома?». Женщина моментально переключится на домашние заботы и забудет про работу. |
Задача: вовлечь семью в рабочие процессы
ПРИМЕР. Компания практикует экскурсии в выходные дни для сотрудников и членов их семей.
ПРИМЕР. Медицинские страховки для всех членов семьи. ПРИМЕР. Новогодние подарки детям сотрудников. ПРИМЕР. Скидки сотрудникам и членам их семей на товары / услуги компании. |
1.2. Выстраивание отношений
Эффект |
Иллюстрация |
Желание нравиться |
- Приходят знакомиться, и мужчина хочет продемонстрировать ум, осведомленность, прожженность, а женщина очень хочет понравиться, она настроена больше на диалог, на взаимодействие. |
Болтовня. Женщины больше болтают, при этом добавляя несуществующие детали |
- Дашь волю, часами будут на телефоне сидеть, обсуждать свои кофточки - платочки. |
Умение заводить и «накручивать» |
Если чисто женский коллектив, то женщины очень коварные, на многое идут ради своего, по сравнению с мужчинами, это инстинктивные вещи. Ходят и друг на друга жалуются, но стоит чуть надавить -дружат против меня. А заговоры?! |
Борьба за внимание. Соперничество. |
Все женщины по природе королевы или как минимум принцессы, не зависимо от возраста. И это нужно учитывать, т.к. королева или принцесса всегда одна, а если их много, они начинают соревноваться между собой, подставлять друг друга ради того, чтобы больше понравиться. |
Гибкость, умение выкручиваться. Стремление манипулировать |
Женщина привыкла задавать вопросы, а не предлагать решения. Нередко она этим пользуется в отношениях с мужчинами. Тем самым перекладывая ответственность за принятие решения на мужчину, с одной стороны, а с другой стороны, мягко навязывая собственное мнение. |
Значимость личных симпатий и антипатий в работе |
- Если руководитель женщина, личные симпатии и антипатии имеют весомый вклад. Тот, кто будет говорить комплименты, показывать уважение, ходить вместе с ней обедать и т.п., значительно повышает свои шансы на успех, по сравнению с тем, у кого профессиональные навыки такие же, но он будет к руководству относиться ровно. Женщина, как только занимает позицию, сразу тянет своих. Кланы и кланчики сплошь и рядом. |
Стремление контролировать, отслеживать, приглядываться - это женское |
- У женщин контрольная функция развита сильнее, может быть, потому что они с детьми - нужно отслеживать поведение ребенка, его местоположение, сытый ли, не замерз ли. - У женщин существует четкая градация свой - чужой: деление сотрудников на угодных и неугодных. Из списков вычеркиваются нелояльные, а из лояльных выстраивается длинная скамейка запасных. |
БОльшая подверженность «звездной болезни». |
Она когда власть получила, начинает подсознательно требовать признания своего превосходства. Не очень умные, но очень подобострастные товарищи начинают быстрое движение вверх по служебной лестнице. - «Звезда» любит всю работу спихнуть на других - на подчиненных и всю вину также на них перекладывает. Среди сотрудников формируется негатив к высшему руководству, которое перегружает. Уличить в этом «звезду» очень сложно.
|
Эффект огруппления мышления , т.е. способ мышления, возникающий в сплоченной группе и препятствующий реалистической оценке возможных альтернативных действий |
- Звездность - болезнь в основном женщин, облеченных властью. Это извращенные церберские методы «подравнивания» в отношении подчиненных. Обращение с ними, как с детьми в младших классах. Такие группы в коллективе становятся непрозрачно управляемыми, и это мешает рабочему процессу. - Женщины ходят и жалуются друг на друга, а стоит чуть надавить, начинают дружить против руководства. - Женщины избегают конфликта из боязни, что это ухудшит отношения. Они стараются спрятать проблему, чтобы не усложнять жизнь руководителю. А получается наоборот. - …Малые профессиональные группы формируются на основе общей для всех групповой нормы производительности и распадаются в результате непринятия этой нормы. …В малых социальных группах существуют свои социально-психологические закономерности, определяющие межличностные отношения: свои роли для каждого, свои статусы, своя эмоциональная атмосфера, своя культура поведения, свои требования к членам группы, свои санкции по отношению к ним, а особенно «выпавшим» из нее, свои претензии к руководству. |
Рекомендации:
Ослабить «женский фактор» |
Усилить «женский фактор» |
Желание нравиться |
|
Задача: ослабить женское проявление симпании 1. Ввести фирменные стандарты на взаимоотношение с коллегами, внешний вид сотрудников, на состояние рабочего места и пр. и санкции за их несоблюдение. 2. Ограничить проведение праздников и вечеринок на рабочем месте, запретить распитие спиртных напитков. |
Задача: создать благоприятный эмоциональный фон
|
Болтовня. «Тарахтенье» |
|
Задача: сократить разговоры, научить говорить по очереди.
|
Задача: использовать разговорчивость в целях распространения полезной информации (вирусный маркетинг)
|
Способность «заводить» и «накручивать» друг друга |
|
Задача: успокоить, привести в рабочее состояние
|
Задача: использовать умение «заводить» для развития энтузиазма, желания работать ударными темпами.
|
Борьба за внимание. Соперничество. |
|
Задача: минимизировать соперничество за внимание, ослабить конкуренцию.
ПРИМЕР. Мы это сделаем, у нас получится. Итак, мы договорились, что через неделю Вы выполните это задание.
|
Задача: развить желание нравиться до энтузиазма и перевести соперничество в борьбу за результат.
ПРИМЕР. Сначала спокойно дождаться, когда человек выйдет из состояния истерии. Затем перечислить то, за что ты его уважаешь (начинать со слов: «ты же знаешь, как я тебя ценю, ты такой нужный человек на работе»), а потом сказать: «Но мне бы хотелось, чтобы ты пересмотрела свою позицию в этом вопросе. Чтобы не было столкновений, мне нужно, чтобы вы сами нашли подходы друг к другу». Если конфликт продолжается, то нужно вызватьконфликтующих людей: «Значит так, я не Макаренко и не Сухомлинский, я предпринял все усилия для слаженной работы, к сожалению, это не принесло результатов. Даю 2 недели, определитесь между собой, все ли остаются или кто-то уйдет. Если кто-то уйдет, то брать сотрудников в ближайшее время не буду, работа будет распределена между вами только за те же деньги». Как правило, люди входят в разум. Негатив идет на руководителя, а внутри коллектива все усмиряются. |
Манипулирование. Гибкость. Перекладывание вины. |
|
Задача: свести на нет интриги и закулисные игры, шантаж руководства.
|
Задача: превратить манипулирование в дипломатию на благо коллектива.
ПРИМЕР. «Если Вы не повысите мне зарплату, мне придется уволиться». - «Если мы повысим Вам зарплату, Вы готовы взять на себя решение задач 1, 2, 3?» 2. Введение фирменного стандарта, демонстрирующего правило: «Кто бы к нам ни пришел, мы должны показать, как мы рады, что Вы к нам пришли» |
Значимость личных симпатий и антипатий в работе |
|
Задача: отделить личные отношения от продвижения по профессиональной лестнице 1. Осуществлять «перетасовки» перемещать сотрудников по горизонтали с должности на должность. 2. Демонстрировать стабильность положения сотрудницы, знакомить ее с будущими планами компании, ставить персональные цели и задачи. ПРИМЕР. Склонность к личным отношениям - это для женщины комфорт и прикрытие своих тылов для большей надежности. Это способ борьбы с нестабильными вещами. Если я знаю, что в течение года ничего радикального не произойдет, то, конечно, могу взять на работу профессионала, который, может быть, мне не очень симпатичен.
|
Задача: создать источник дополнительной мотивации, связанный с личными симпатиями. 1. Усложнить задачи при условии персонального подбора кадров. 2. Регулярно оценивать работу отдела в целом |
Стремление контролировать, отслеживать |
|
Задача: научить делегировать полномочия.
Задача: минимизировать наушничество и «разведдеятельность» Ввести фирменные стандарты и обеспечить полную загруженность на работе. |
Задача: использовать способности регулярного контроля, направлять «отслеживание» в продуктивное русло 1. Описать с помощью процедур процесс контроля, выделить это в отдельную функцию и назначить ответственных. |
Подверженность «звездной болезни», требование признания |
|
Задача: ограничить претензии на привилегии 1. Через систему рейтингов демонстрировать, что излишняя звездность может привести к потере работы (суперспециалисту лучше искать себе иное место). 2. Усложнять задачи, посредством делегирования большего количества функций, но не полномочий. 3. Проводить аттестацию, регулярную оценку квалификации не только «звезды», но и работы всего отдела (направления). Предоставлять возможность подчиненным оценивать «звезду». 4. Если совсем непроходимая звездность, увольнять, иначе коллектив не сможет работать. ПРИМЕР. Человек изменился за несколько недель. «Звезда» в подчиненных видела букашек. Весь коллектив лихорадило от самодурства и заносчивости. Сначала я пыталась объяснять, как это выглядит со стороны, но ничего не поменялось. Пришлось увольнять. |
Задача: использовать «звездность» как дополнительный мотивационный фактор 1. Предоставлять звезде возможность доказывать свою «яркость» посредством публичных презентаций результатов. 2. Поручать реализацию новых проектов. 3. В случае снижения статуса женщины-сотрудника (даже если она не была «звездой», например, ее должны были назначить на руководящую должность, но не назначили), желательно удовлетворить ее амбиции в чем-то другом (материальное поощрение, высокий балл при аттестации, предоставить какие-то статусные вещи, место). В этом случае она не будет настраивать коллектив против нового руководителя, постарается оправдать доверие и доказать свое право на более высокий статус. |
Замкнутость отдела |
|
Задача: сделать работу отдела (подразделения) прозрачной и выделить истинные функции руководителя. 1.Присутствовать на внутренних планерках и совещаниях и по ситуации «корректировать» задачи и ответственность. 2. Проверять, кому и как даются задания. Вводить временную отчетность не только непосредственному, но и вышестоящему руководителю.
|
Данный эффект едва ли нуждается в усилении... |