версия для слабовидящих

« Быть готовым к школе уже сегодня –

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым

всему этому научиться».

Л.А.Венгер, А.Л. Венгер. «Готов ли ваш ребенок к школе?»

 

Дорогие родители!

 

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка, что само по себе тоже важно.

Но это понятие готовности к учению значительно шире и многообразнее.

Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности. И прежде всего сформированность желания учиться (мотивированная готовность).

Но и это еще не все. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться, работать», без осознания этого «надо» ребенок не сможет успешно учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и т.д.

Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь и, что не менее важно, восприятие, внимание, работоспособность.

Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

 

Возрастные особенности детей 6-7 лет

У детей старшего дошкольного возраста уже сформи­рована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере межличностных отношений. Эта компетент­ность появляется, прежде всего, в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, уме­ний и навыков.

У ребенка развито устойчивое положительное отноше­ние к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в реше­нии социальных и бытовых задач.

Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает ре­зультат деятельности, чем поведение.

В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу несколь­ких признаков предметов, в выделении наиболее суще­ственного в предметах и явлениях, в переносе усвоен­ных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыду­щих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творче­стве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисун­ков, лепке и т. д.

Происходит постепенный переход от игры как веду­щей деятельности к учению.

 

Психологическую готовность к школе в самом общем виде можно определить как комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе; она включает несколько компонентов:
1) мотивационная готовность (положительное отношение к школе и учению);
2) волевая готовность (достаточно высокий уровень развития произвольности поведения);
3) интеллектуальная, или умственная, готовность (наличие определенных умений, навыков, уровня развития познавательных процессов);
4) социальная, или нравственная, готовность (сформированность тех качеств, которые обеспечивают установление взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, вхождение в жизнь класса, выполнение совместной деятельности и т.п.).

Признаки психологической готовности к обучению в школе:

  1. Сильное желание учиться и посещать школу
    (созревание учебного мотива).

2. Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.

3. Способность к выполнению основных мысли­тельных операций.

4. Достижение определенного уровня физичес­кой и психологической

выносливости.

5. Развитие интеллектуальных, моральных и эс­тетических чувств.

6. Определенный уровень речевого и коммуни­кативного развития.

Коммуникативное развитие подразумевает:

  • быть вежливым в общении со сверстниками
    и взрослыми;
  • уметь вступать в контакт;
  • соблюдать нормы и обычаи, принятые в школе;
  • быть дисциплинированным.

Итак, психологическая готовность формирует­ся у ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

 

Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой.

Исследователями замечено, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития, потому что в течение этого периода у ребенка формируется произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования.

 

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из виду эмоциональную и социальную готовность, включающие в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи.

 

Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе класса.

Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества как доброжелательность, уважение к товарищам, общительность, готовность проявить сочувствие.

 

Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.
Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Не запугивать ребенка школой!

 

Волевая готовность ребенка к школе.

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца.

К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы.
Исходя из этого, мы должны:

- ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и

принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
- направлять, помогать в достижении цели;

- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

 

Ребенок должен уметь:
1. Понимать и принимать задачу, ее цель.
2. Спланировать свою деятельность.
3. Подбирать средства для достижения цели.
4. Преодолевать трудности, достигая результат.
5. Оценивать результаты деятельности.
6. Принимать помощь взрослых при выполнении задания.

 

На ошибки ребенка лучше указывать не прямо. При наличии ошибок попросить ребенка самому найти их, это первая форма самоконтроля.

Ребенок должен:
1. Работать самостоятельно, без присутствия взрослого.
2. Работая, ориентироваться на получение результата, а не только чтобы

избежать неприятность.
3. Проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности,

стремясь к личным достижениям.

 

 

 

Памятка для родителей

Психологический портрет будущего первоклассника.

 

Компоненты психологической готовности

(по значимости для успешной адаптации к школе)

 

Содержательная характеристика

 

 

Социально – психологическая готовность

- Гибкое владение способами установки

взаимоотношений.

- Развитие потребности в общении.

- Умение подчиняться правилам и нормам.

- Умение действовать совместно,

согласовывать свои действия.

 

 

Эмоционально – волевая готовность

- Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).

- Эмоциональная устойчивость.

- Сформированность «небоязни» трудностей.

- Умение ограничивать эмоциональные

порывы.

- Умение систематически выполнять задания.

 

 

 

 

 

 

Интеллектуальная готовность

- Наличие широкого кругозора и запаса знаний.

- Сформированность начальных умений

учебной деятельности.

- Аналитическое мышление (способность

выявления признаков и связей между

явлениями, способность действовать по

образцу).

- Логическое запоминание.

- Развитие мелкой моторики и моторной

координации.

- Умение выделять учебную задачу и

переводить ее в самостоятельную цель

деятельности.

- Развитие фонематического слуха.

 

 

 

 

Личностная готовность

- Принятие новой социальной позиции.

- Позитивное отношение к школе, учителям,

учебной деятельности, самому себе.

- Развитие познавательных критериев,

любознательности.

- Развитие желания ходить в школу.

- Произвольное управление своим поведением.

- Объективность самооценки.

- Потеря «детскости», непосредственности.

 

 

Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу

  1. Свое имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст (желательно дату рождения).
  3. Свой домашний адрес, строение дома (кирпич/панельный), этаж.
  4. Свой город и его главные достопримечательности.
  5. Страну, в которой живет, расцветку флага, президента РФ.
  6. Фамилию, имя, отчество своих родителей, их профессию.
  7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
  1. Дни недели, состав суток, ориентироваться по часам.
  2. Домашних животных и их детенышей.
  1. Диких животных наших лесов, жарких стран, севера, их повадки, детенышей.
  2. Транспорт наземный, водный, воздушный.
  3. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
  4. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
  5. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
  6. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб.
  7. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный текст, составить рассказ по картине.

17. Различать гласные и согласные звуки.

18. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

  1. Свободно считать от 1до10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
  2. Ориентироваться в тетради, уметь рисовать по клеточкам.
  3. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать 30-35 минут.
  4. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  1. Память:

Развивать невербальную (зрительную) память. Использовать игры, картинки для развития зрительного запоминания.

• Игры типа «Что в мешочке?», «Что изменилось на картинке?». Развивать слуховую память, заучивать стихи, предлагать ребенку пересказать сказку, рассказ.

Развивать слуховую не смысловую память, то есть чаще предлагать запомнить какой-либо набор не связанных по смыслу слов (5-10 слов), потом просить пересказать их. Потом попросить назвать запомнившиеся слова через 5 минут, потом через 10.

  1. Мышление:

Рекомендуется развивать аналитическое мышление, научить устанавливать причинно - следственные связи, закономерности.

• Игры «4й лишний», «Что лишнее на рисунке?», «Найди несоответствие» Обязательно ребенок должен объяснить, почему он так решил.

• Изучать сложные классификации (мебель, овощи, фрукты, посуда, воздушный/наземный транспорт).

• Игры на установление закономерностей.

• Игры на установление последовательности событий.

• Игры на выделение в предмете сразу несколько существенных признаков.

• Собирать разрезные картинки, паззлы, кубики из 12 частей и более.

  1. Внимание:

Для развития внимания использовать игры:

• «Найди отличия» до 10 отличий.

Графический диктант, рисование по клеточкам.

• Предлагать найти и вычеркнуть в тексте определенную букву, цифру. Например, вычеркнуть только букву «Д»:

«ПЛЬЖЩШТАПЕУКГЬЬТПСАУЦЦЕЖБТСЫЧЦКЩЖДОПРВАЫЧСРЛДДЛОАП ВКЕНШДЖБТАПКАУКЦЙКНШЩЗЖДЮЬТПФЗОИДЖЖ»

Далее для усложнения задания, можно предложить букву «Д» вычеркнуть, а букву «А» обвести в кружок.

  1. Восприятие:

Развивать восприятие предметов на рисунках.

• Предлагать картинки со спрятанными на них маленькими рисунками. Это развивает внимание, интерес и устойчивость восприятия.

  1. Мотивационная готовность:

• Развивать положительное отношение к школе и учению.

• Сформировать правильное представление ребенка о школе и его деятельности в школе.

• Формирование желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового.

• Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы.

• Знакомить с основными атрибутами школьной жизни.

• Использовать загадки на школьную тему.

• Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Что лишнее в портфеле?»